28.08.2018

Роговой оркестр в старину называли «живым органом». Символично, что в год 10-летия Большого органа открывать фестиваль «Шедевры мировой классики», посвященный Кафедральному собору, будет именно такой коллектив. Самому жанру роговой музыки более 250 лет, но традиции исполнения были утеряны вплоть до 21-го века.

- Попытки возродить жанр роговой музыки были, но не было инструментов. Нам удалось изготовить свои, их прототипом стали инструменты барона Штакельберга, конца XIX века. Весь свой гонорар за работу над оперой «Борис Годунов» я потратил на закупку оборудования и металла для первого комплекта роговых инструментов. Тогда не было других ресурсов или спонсоров, никто не понимал, зачем это вообще нужно. У нас была мастерская в подвале детского сада, и наш мастер закрылся там на 53 дня, мы привозили ему еду и воду, а он по нашим формулам изготовил 74 роговых инструмента. На сегодняшний день таких инструментов уже около тысячи, из них рабочих — 106. Этот, самый развернутый, комплект из 106 инструментов мы и привезем в Калининград, - рассказывает Сергей Поляничко, художественный руководитель и дирижер Российского Рогового оркестра.

Один из старейших отечественных музыкальных «брендов», Российский Роговой оркестр выступит сразу на двух фестивалях в Калининграде: «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе» и «Территория мира — Территория музыки».

В конце августа в Кафедральном соборе традиционно чтят память города, погибшего в огне августовских бомбардировок 1944 года. 30 августа XI Международный фестиваль «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе» откроется премьерой – впервые в Калининграде прозвучит «Missa Pro defunctis» Осипа Козловского, Реквием для солистов, смешанного хора, симфонического оркестра, рогового оркестра и органа.

А 1 сентября на открытой площадке острова Канта в исполнении Рогового оркестра звучит «Торжественная прелюдия», с нее  начнется фестиваль «Территория мира — Территория музыки».

- Звучание Рогового оркестра неповторимо, ибо на каждом инструменте можно исполнить только одну ноту, всего один звук: только во взаимодействии всех музыкантов можно создать мелодию, гармонию. Например, «Лунная соната» Бетховена, а ее мы тоже будем играть в Калининграде, — это 1862 ноты, и услышать произведение можно будет только если мы соединим эти ноты безупречно. Для исполнения Реквиема Осипа Козловского мы делали расшифровку и адаптацию нот. Изначально исполнение было рассчитано на оркестр из 40 человек, а у нас — только 15 музыкантов. Мы специально сделали еще несколько десятков роговых инструментов, чтобы возместить отсутствие 25 человек — на эту работу ушло около двух лет. Исполнение сделалось намного сложнее, чем написано у Козловского, но мы не потеряли ни одной ноты. Сейчас играем мы это произведение нечасто, и для нас очень значимо, что мы будем исполнять его в Кафедральном соборе в Калининграде. Думаю, что акустически собор нам в этом поможет, - уверен Сергей Поляничко.

Стоимость билетов на открытие фестиваля «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе»: от 400 до 600 рублей. Билеты в кассе собора, Драмтеатра, Областной научной библиотеки и на сайте kassir.ru.

Вход на концерт «Торжественная прелюдия» бесплатный. Подробная афиша — на официальном сайте собора: sobor-kaliningrad.ru

ДО ВСТРЕЧИ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ!